В неизведанные края. Путешествия на Север 1917 – 1930 г.г. - Факты из жизни Среднеколымска - Каталог статей - Среднеколымск Главная Мой профиль Регистрация Выход Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Суббота
30.03.2024
01:46
Среднеколымск
Меню сайта
Категории каталога
Земляки [29]
Рубрика ведется газетой "Вестник СК"
Факты из жизни Среднеколымска [26]
События которые происходили и происходят в Среднеколымске
Прикольные истории [11]
В жизни каждого бывает много интересного и смешного...
Стихи [8]
Стихи колымчан
Мини-чат
Наш опрос
Сколько классов Вы проучились в школе?
Всего ответов: 44
Главная » Статьи » Факты из жизни Среднеколымска

В неизведанные края. Путешествия на Север 1917 – 1930 г.г.
     
     
     В Среднеколымске в 1929 году почти все дома были без крыш, накат потолка просто покрыт землей. Это объясняется тем, что здесь мало дождей и плоская крыша достаточно предохраняет дом; к тому же на Колыме не было лесопилки. Только новые постройки — радиостанции и некоторые другие дома — были покрыты крышами.
     Среднеколымск разделяется скверной речонкой Анкудинкой на две части. Старая часть, так называемый город, лежит ниже по течению, на более низкой террасе, и весной нередко заливается весенним половодьем. Новая часть, с исполкомом и клубом, расположена несколько выше.
     Мы не задерживались долго в Среднеколымске. Сюда мы должны вернуться на зимовку, а сейчас нам предстояло исследовать нижнее течение Колымы до устья Омолона.
     Уже 1 сентября, и до конца месяца нужно попасть обратно, чтобы не замерзнуть где-нибудь в нижнем течении.
     Я надеялся от Среднеколымска плыть уже на моторной лодке, но ни горючего, ни нашего мотора, которые должны бы ли прийти из Владивостока еще в прошлом году, до сих пор не было.
     Приходилось организовывать экспедицию снова своими средствами. Плавание на нашей большой лодке ниже Среднеколымска было бы слишком трудно: течение здесь очень мед ленное и еще больше встречных сильных низовок. Нам удалось купить местный карбас. Карбасами на Колыме называют небольшие лодки, которые делают в Верхне-Колымском районе юкагиры. К долбленому днищу прибиваются в два ряда доски, и получается довольно вместительная лодка с крутыми борта ми, устойчивая на волне. Исполком, кроме лодки, отыскал для нас и проводника — молодого колымчанина Ивана Березкина.
     6 сентября, после первого снега, в холодную осеннюю погоду мы втроем с Березкиным и Говязиным выезжаем вниз по реке. Первый наш привал в 14 километрах ниже города, у утесов Половинного Камня. Эти утесы в геологическом отношении одно из интереснейших мест Колымы: здесь много окаменелостей. Я провел возле Половинного Камня целые сутки и по возвращении в Среднеколымск в конце сентября еще раз проехал сюда на моторной лодке, чтобы собрать полтонны окаменелостей — кораллов и раковин плеченогих. Эти сборы позволили определить возраст отложений у Половинного Камня.
     На левом берегу, ниже Половинного Камня, начинаются заимки; они расположены на высокой террасе реки; перед ни ми обычно лежит пологий илистый пляж, на котором стоят невода и карбасы, а над низкими избами с плоскими крышами почти всегда на длинном шесте возвышается крест. В эти заимки на лето съезжается городское население для ловли рыбы. Когда-то почти по всей Колыме были расположены поселения русских, которые явились сюда раньше якутов. Но в 1929 году большая часть реки была населена якутами. Русские жили лишь вблизи Среднеколымска и Нижне-Колымска и почти все возвращались на зиму в город.
     Колымское население кормится главным образом рыбой. Часть ее ловится в озерах, а часть в самой Колыме. Колыма обладает превосходными сортами рыбы. Главные промысловые р Ы бы — это сиговые (семейство лососевых): ряпушка (сельдятка), чир, муксун, омуль, пелядка и сиг. Еще вкуснее громадные нельмы. В реке довольно много и налимов, и щук, и чукучанов, но эта рыба идет главным образом на корм собакам. Точно так же собаки поглощают большую часть сельдятки и все рыбьи внутренности, вплоть до икры, которую люди едят мало. Собаки в общем потребляют не меньше половины всего улова, и задача прокормить собак является для колымчан едва ли не более важной, чем прокорм семьи. Недаром, когда спрашивают про колымчанина, большое ли у него семейство, говорят: "Большое, у него шестнадцать душ", а потом выясняется, что четырнадцать из этих душ — собаки. Рыба для колымчан — это "святая еда", но значительная часть ее используется очень неумело. Та рыба, которая идет на корм собакам, хранится в скверно построенных погребах, просто в ямах, начинает сквашиваться и издает неприятный запах. Большею частью скверно пахнет и рыба, идущая в пищу людям. Засол рыбы производится очень редко, ее обычно замораживают; много заготовляется юколы — вяленой и копченой рыбы.
Юкола бывает двух сортов: белая, только вяленая на солнце, и коричневая, которую после вяления коптят в специальных шалашах. Последняя очень вкусна. Для изготовления юколы мясо вместе с кожей снимают с костей и потом мелко надрезают с внутренней стороны. После того как снято мясо, остаются кости: если на них почти нет мяса, то их называют "собачьи кости", или, как здесь говорят, "кошти". Если на них осталось немного мяса, то они идут в пищу людям и называются "едомные кошти".
     Население Колымы говорит на очень странном наречии, шепелявящем и картавящем, свойственном некоторым северным областям Сибири. Кроме того, в языке колымчан сохранилось много древних слов и выражений, занесенных сюда казаками и еще не вытесненных, несмотря на постоянный приезд новых людей. На таком же языке говорят русские, живущие в низовьях Индигирки.
     Осенью население заимок начинает возвращаться в город, или, как здесь говорят, "кочует". Но сейчас эти кочевки совершаются частью на моторном катере, и в Кульдине одна старуха говорила мне: "Ныне кочующим долго пришлось дожидать катера". Все уезжают; с высоких жердей, поставленных для вяления рыбы (быгальниц), снимают последнюю юколу, и в заимке остается только несколько человек для зимнего подледного промысла.
     Самая большая заимка на Колыме — Кульдино, ниже Половинного Камня. Дальше, на расстоянии 10—30 километров одна от другой, нам попадались другие заимки. Между заимками Петровой и Жирковой впадает справа, среди островов, значительный приток Колымы — река Березовка. На ней, километрах в ста тридцати от устья, был найден в 1900 году труп мамонта. Академия наук послала специальную экспедицию, и мамонт был благополучно извлечен из оползня, в котором он лежал; шкура, скелет и часть мяса были доставлены в Ленинград, где чучело мамонта стоит и сейчас в Зоологическом музее.
     От самого Среднеколымска и до устья Омолона характер Колымы сохраняется один и тот же. Это широкая, мощная река в низких берегах, покрытых лесом и болотами. Время от времени река подходит к западной окраине Юкагирского плоскогорья и подмывает длинные утесы, сложенные покровами молодых лав. Ниже начинают появляться большие яры рыхлых четвертичных отложений — как их тут называют, "талы",— среди которых иногда выглядывают глыбы льда, образовавшиеся из надувов снега.
     У подножия тал обычно в большом количестве попадаются кости крупных четвертичных млекопитающих: мамонта, носорога, бизона, северного оленя, лошади, лося. Если вы пройдетесь по берегу вдоль какой-нибудь большой талы, то, наверное, на протяжении километра насбираете целый мешок костей. Но трупы мамонта попадаются очень редко и обыкновенно уносятся водой или съедаются песцами и собаками, прежде чем их найдут люди, поэтому пока только два мамонтовых трупа — и притом один из них неполный — попали в музеи.
     Ниже Среднеколымска исчезают галечники, и берег покрыт вязким серым илом, так называемой няшей. В некоторых местах, в низовьях, эта няша настолько жидка, что может за сосать человека, и местные жители ставят тут сигналы в виде двойного конуса из прутьев.
     Одна из заимок правого берега называется Помазкино. Сейчас тут стоит только одна жалкая избушка, но когда-то, очевидно, было большое поселение. В стороне от берега видно много могил; некоторые кресты относятся еще к XVIII веку. Колымчане рассказывают, что будто бы сюда приехали первые русские и хотели основать город. В соседней протоке, в которую впадает река Осетровка, они поймали большого осетра, сварили его и съели. Осетр оказался ядовитым, и они все умерли. Остался в живых только один, который уходил в это время на охоту. После этого решили здесь города не ставить, и он был основан на месте Среднеколымска. Предание это исторически неверно, но местные жители рассказывали его как достоверное.
     Последний утес правого берега — скала Конзобой, длинная низкая грива, которая высовывается на север в виде туши кита. Колыма поворачивает вокруг него на восток и вскоре сливается с своим самым большим притоком — Омолоном.
     С утесом Конзобоя связана следующая легенда: когда-то возле этого утеса "лесной" и его жена бегали по льду реки Колымы. "Лесовиха", обгоняя мужа, провалилась сквозь лед, и "водяной" поймал ее за ноги. Муж стал тянуть за голову, а "водяной" за ноги, и они оторвали ей голову. Муж обиделся и забросил голову на утес, где она лежит и сейчас в виде большого камня.
     Еще в конце XIX века, как сообщает этнограф В. Богораз, колымчане верили, что и реки, и леса, и горы населены различ ными мифическими существами. В реке есть водяницы, водяные, бабы, в лесах — лесной хозяин, в горах — горный хозяин. Потом есть еще упырь, железнозубый еретик, пужанка, чудинка и суседко.



Категория: Факты из жизни Среднеколымска | Добавил: Шеф (30.01.2008) | Автор: Автор: Обручев С.В.
Просмотров: 2285 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 2
2 Евгений  
Интересная статья. Видимо это цитата?
Наверное отсюда: Обручев С.В. В неизведанные края. Путешествия на Север 1917 – 1930 г.г.
Издательство ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия", 1954

1 Сергей  
Хорошая статья, познавательная и интересная

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Интересные ссылки
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz
 
Яндекс.Метрика
Сайт основан 14 апреля 2007 года © Лавровым А. А..