Последний полет Т.Т. Маламужа - Факты из жизни Среднеколымска - Каталог статей - Среднеколымск Главная Мой профиль Регистрация Выход Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Пятница
15.12.2017
19:17
Среднеколымск
Меню сайта
Категории каталога
Земляки [29]
Рубрика ведется газетой "Вестник СК"
Факты из жизни Среднеколымска [26]
События которые происходили и происходят в Среднеколымске
Прикольные истории [11]
В жизни каждого бывает много интересного и смешного...
Стихи [8]
Стихи колымчан
Мини-чат
Наш опрос
Сколько классов Вы проучились в школе?
Всего ответов: 25
Главная » Статьи » Факты из жизни Среднеколымска

Последний полет Т.Т. Маламужа

     Во второй половине 1930-х гг. в авиаотряд Дальстроя была направлена целая группа летчиков. В числе их Терентий Трофимович Маламуж. 
     2 августа 1935 г. Т. Т. Маламуж установил мировой рекорд: на самолете АНТ-7 поднял парашютисток-комсомолок Г. Пясецкую и А. Шишмареву на высоту почти восемь километров без кислородных аппаратов. Потом ему довелось работать летчиком-испытателем в экспериментальном институте ВВС. Там вместе с директором этого института П. И. Гроховским Т. Т. Маламуж переоборудовал двухместный разведывательный самолет Р-5 в десятиместный десантный. Одновременно с этим он испытывал в воздухе огнестрельную пушку - новое оружие, впервые применяемое тогда в авиации, а затем сражался с фашистами на стороне республиканских войск в Испании.
     Осенью 1937 г. Т. Т. Маламужа направили а авиаотряд Дальстроя. 30 сентября он прибыл в бухту Нагаева и вскоре после этого совершил ряд смелых, неординарных для своего времени перелетов.
     Садились гидросамолеты авиаотряда Дальстроя и на озера Колымы. В этих случаях посадка и взлет во многом зависели от мастерства пилота, но все предугадать было просто невозможно. В результате случались аварии самолетов, приводившие к гибели экипажей и пассажиров. В истории авиаотряда Дальстроя их насчитывалось немало, и одна произошла утром 12 сентября 1938 г. в 9 часов 30 минут.
     Созданная для выяснения причин аварии гидросамолета Х-111 специальная комиссия состояла из четырех человек и возглавлялась начальником авиаотряда Дальстроя С. Д. Добрыниным. Она уточнила ряд существенных деталей того, что произошло 12 сентября 1938 г. во время последнего полета Т. Т. Маламужа. Входивший в эту комиссию сотрудник УНКВД по Дальстрою пытался найти в происшедшем злой умысел и спланированную диверсию, однако С. Д. Добрынину удалось доказать, что это не так.
     Поэтому в своем докладе он писал: "Пилот Маламуж получил от меня задание вылететь с парткомиссией в Зырянку, где парткомиссию оставить и вылететь обратно в Нагаево. Без моего ведома Новиков отдал распоряжение пилоту лететь с парткомиссией в затон Лобуя. В Лобуе Новиков, изменяя свое решение, высаживает одного члена комиссии, приказывает пилоту лететь в Амбарчик. Пилот, не выключая мотора, высаживает пассажира, летит в Амбарчик, где комиссия провела ночь, и утром по приказанию Новикова пилот вылетел обратно в затон Лобуя. Погода была ясная. Пилот сделал два круга, осмотрев водную акваторию, пошел на посадку. При посадке потерпел катастрофу. Посадка, как видно из материалов и свидетельских показаний, происходила с увеличенным углом и на один поплавок, который не выдержал удара, разорвался на три части. Пилот, очевидно, хотел исправить создавшееся положение, дал полный газ, для того чтобы вырвать самолет, но этим усугубил положение. Самолет нырнул, в результате экипаж и пассажиры утонули, спасся один бортмеханик тов. Фуфаев". (Д. В. Фуфаев относился к плеяде выдающихся советских авиаторов. В 1927 г. за участие в перелете Москва - Токио - Москва он был награжден орденом Красного Знамени и ему было присвоено звание "Заслуженный механик". Спустя два года за перелет Москва - Нью-Йорк - Москва Д. В. Фуфаеву вручили орден Трудового Красного Знамени.) 
     Что же касается самого Т. Т. Маламужа, то его во время посадки на реку Колыму, как говорится, подвела техника. Не секрет, что часть авиапарка Дальстроя оставляла желать лучшего, была изрядно изношена и требовала немедленной замены. Однако дело было не только в технике. Как выявила специальная комиссия под председательством С. Д. Добрынина, в основе аварии самолета Х-111 лежало волевое решение врио начальника Политотдела Дальстроя П. И. Новикова, прибывшего на Колыму в конце 1937 г., где он (согласно некрологу в "Советской Колыме") "проделал большую работу по очищению партийных рядов от чуждых и вражеских элементов". Вряд ли нужно говорить, что такие люди, получив власть, могли остановиться перед тем, чтобы ее не использовать. Поэтому во время полета Х-111 П. И. Новиков неоднократно заставлял Т. Т. Маламужа менять заданный маршрут, а в других условиях, возможно, все было бы по-другому


Категория: Факты из жизни Среднеколымска | Добавил: Шеф (12.10.2009)
Просмотров: 1176 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Интересные ссылки
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Copyright MyCorp © 2017
Хостинг от uCoz
 
Яндекс.Метрика
Сайт основан 14 апреля 2007 года © Лавровым А. А..